Цивилизационное измерение социальной истории

Цивилизационное измерение социальной истории
ISBN 978-5-900029-51-1
УДК 93/99:316 ББК Ф0
Цивилизационное измерение социальной истории

Кожурин Ю. Ф., Монография, 2008.

Скачать

Описание

 

Печатается по решению Ученого совета
Научно-исследовательского института гуманитарных наук

при Правительстве Республики Мордовия

Р е ц е н з е н т ы: 
доктор философских наук профессор Ф. А. Айзятов;

доктор философских наук профессор Н. Г. Юрченкова

Р е д а к ц и о н н а я   к о л л е г и я:
В. А. Юрченков (председатель), Е. Н. Бикейкин, Е. В. Глазкова,
Т. М. Гусева, И. В. Зубов, А. Н. Келина, И. Г. Кильдюшкина,
Г. А. Куршева, В. А. Ломшин, Л. И. Никонова,
Ю. И. Сальников, Е. Г. Скворцова, А. В. Чернов

Кожурин Ю. Ф.
Цивилизационное измерение социальной истории / Ю. Ф. Кожурин ; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. — Саранск, 2008. — 368 с.

Рассматривается социальная история как эволюция социокультурной динамики человека, измеряемая историческим временем. На основе идентификации цивилизации в качестве времени раскрытия исторически озникшего потенциала категориального способа мышления социального индивида и соответствующей ему способности понимать, производить и потреблять инновационную культуру абстрактных реальностей (деньги, свобода, власть, наука), выявляются критерии измерения социальной зрелости регионального социума в контексте эволюции культуры общественных отношений человека. 

Предназначено для специалистов в области гуманитарных и общественных процессов, аспирантов, а также всех интересующихся проблемами исторической типизации регламента современного общества.

© Кожурин Ю. Ф., 2008
© НИИГН при Правительстве Республики Мордовия, 2008

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 

Часть I. ЧЕЛОВЕК И СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Глава 1. Проблемная область социальной истории: Рациональность, культура, социальность как выражение имманентного общечеловеческого свойства — 9; О сущности и содержании социальной эволюции человека — 13; Общественное сознание как причина социального состояния личности и социума — 15; Проблема смены парадигмы социального сознания — 18; Экзистенциальный детерминант социальной активности масс — 19; Социализация и гуманизация как системы социальной мобилизации и самоорганизации человека — 21; Системность социальной истории. Значение монолога и диалога — 26

Глава 2. Человек и социальная история: Биологическое и социальное в человеке как причина исторического процесса — 31; Социальная история как история человека, преследующего свои общественные интересы и цели — 33; Человек как причина изменений в социальной истории — 34; Человек как субъект и движущая сила социальной истории — 39; Личность в социальной истории — 43; Относительность социальной инертности человека — 46; Общественные интересы личности и интересы общества в социальной истории — 48; Хаос. Унификация. Универсализация. Дезорганизация — 51

Глава 3. Целостность исторического процесса: Предмет и объект социальной истории — 55; О начале социальной истории и ее особенностях — 58; Социальная история как исторический процесс — 60; Целостность в многообразии исторического процесса — 61; О закономерностях и противоречиях исторического процесса — 64; Об истине в историческом познании — 67

Глава 4. Неравномерность и многолинейность социальной истории: Неравномерность, разноуровневость. Стадиальный метод изучения социальной истории — 71; Инверсионная и инновационная линии в социальной истории — 75

Часть II. ЧЕЛОВЕК. КУЛЬТУРА. ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Глава 1. Человек и культура: О некоторых определениях культуры и подходах к ее пониманию — 82; Человек как субъект целостной системы культуры — 88; Единство многообразия, многоаспектности культуры — 91; Энергия культуры — 92; Общечеловеческое и специфическое в культуре — 94; Интегральный подход к проблеме «человек - культура - общество» — 95; Бессознательное и осознанное в культуре человека — 98; Генетическая и историческая память — 103; Социальное (культурно-историческое) время — 104; О социокультурности и социокультурном подходе — 108

Глава 2. Человек и цивилизация: К истории употребления термина «цивилизация» — 117; Современные инварианты интерпретации смыслового значения термина «цивилизация» — 122; О локальных цивилизациях и особости региональной истории — 124; Цивилизация и нация — 127; Цивилизация и социоприродные условия — 128; Цивилизация и вера — 131; Цивилизация и способ существования общества — 133; Цивилизация и социальный прогресс — 134; Цивилизация как время понимания народом своих умственных способностей — 135; Цивилизация и культура — 138; Цивилизация как продукт социальной эволюции человека — 141; Генезис социоморфологического и социоантропологического подходов к пониманию цивилизации — 144; Цивилизация и общечеловеческие ценности — 146; Цивилизация и осознание человеком смысла и значения своего разума — 148; Цивилизация и цивилизованность — 150; Логика цивилизационного процесса — 154; Цивилизация и социальная эмансипация человека — 156; О цивилизационном единстве человечества — 160; О времени жизни цивилизации — 162; Критерии цивилизационного измерения социальной истории — 163; О сущности цивилизационного подхода к изучению социальной истории — 168 

Часть III. ПЕРИОДЫ И ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ (ГЕНЕЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ): О периодизации социальной истории — 174

Глава 1. Архаичный этап социальной истории человека: Происхождение Homo — 181; Роль труда — 183; Возникновение речи и освоение огня — 185; Возникновение социализации — 188; Изменение климата и социализация — 192; Социализация семьи — 193; Появление Homo sapiens — 195; Субэтапы архаичной социальности — 197; Интеллектуальное основание возникновения социальной дифференциации. Шаманизм — 204

Глава 2. Мифологизированный этап социальной истории: Вместо предисловия — 210; Роль войны — 214; Возникновение производящего хозяйства и экономических отношений — 215; Утилитаризм и общественная польза как единство противоположностей в социокультурной динамике мифологизированного человека — 219; Возникновение социальной дискриминации — 223; Дискриминация женщины — 225; Возникновение знати и ее социальное обособление — 226; Отчуждение массового человека от права быть субъектом власти — 227; Постнеолитическая реформация язычества — 230; Культивация страха — 232; Генезис общественного сознания — 234; Мифологизация общественного сознания — 236; Антиципация научного знания — 238; Некоторые выводы — 240

Глава 3. Мессианско-идеократический этап социальной истории: Большое общество — 246; Эволюция большого общества и религиозные реформы — 249; Значение «осевого времени» — 251; Историческая судьба историчных народов — 255; Возникновение государства как общественная потребность большого общества — 255; Возникновение законов — 258; Возникновение глобальных политических систем. Антиглобализм. Империостроение — 260; «Осевое время» и религии социального спасения — 263; Значение идеократии — 273; Проблема социальной справедливости — 278; Два образа мессианской веры как две тенденции социальной эволюции человека — 285; Чувство родины и осознание отечества. Генезис двух видов патриотизма — 299

Глава 4. Гуманистическое измерение социальной истории: Исторический кризис мессианских социальных систем — 309; Социальный смысл и значение нигилизма. Воспроизводство гуманизации — 317; Секуляризация социального сознания. Реформация — 323; Проблема второго «осевого времени» — 330; Характерные черты культуры социальных отношений рационально-гуманистического цивилизационного типа — 333; Проблема неравномерности и разностадиальности социокультурной динамики — 343; Архаизация, исторический страх, модернизация — 345; Глобальное и региональное: корректировка логики социокультурного развития — 356; Цивилизационные повороты. Возникновение очередной тупиковой ветви социальной эволюции — 359

ЗАКЛЮЧЕНИЕ — 364